МБОУ СОШ №73
г. Ижевск, Удмуртская Республика, РФ
  • Аттестация педагогических работников

    Глобальная цель, которую преследует новая аттестация учителей, вводимая с 2023 года — мотивация преподавателей к профессиональному росту и отсеивание сотрудников, не соответствующих высоким профессиональным стандартам.

    Также Минпросвещение выделяет такие задачи:

    • Стимулировать непрерывный рост квалификации педагогов, создать условия для их личностного роста. Для этого требования приведены к единому стандарту, создана национальная система учительского роста — НСУР.
    • Сделать преподавание более эффективным за счет усиления кадрового состава.
    • Создать единую систему оценки учителей.
    • Развить систему наставничества, чтобы распространять лучшие практики среди образовательных учреждений.
    • Урегулировать систему мотивации в зависимости от квалификации учителя.

    Российская система образования заинтересована, чтобы ее представляли профессиональные и мотивированные кадры. Поэтому педагоги каждые пять лет проходят аттестацию. Она должна подтвердить, что человек соответствует стандартам Министерства просвещения. До 2021 года содержание аттестации формировали региональные департаменты и министерства. Например, в одной области педагоги заполняли портфолио, а в соседней — проводили открытые уроки. С введением новых стандартов предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам. ЕФОМ выступают надстройкой над Приказом Министерства образования и науки России от 07.04.2014 № 276.

    Что изменится в 2023 году

    С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.

    Обновленные категории учителей:

    • Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
    • Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
    • Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах.
    • Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы....

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проходит в двух формах: обязательная и добровольная. 

          Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью. Обязательная аттестация проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Основанием для проведения обязательной аттестации педагогических работников является представление на каждого аттестующегося работника, которое составляется директором образовательного учреждения.

         Добровольная аттестация проводится по желанию педагогического работника для установления уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории- 5 лет. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". В заявлении педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию. 

    Педагогическим работникам, приступившим к процедуре аттестации, предлагается выбор форм прохождения аттестационных испытаний: очная или дистанционная.

    Очное прохождение предполагает:

    • присутствие экспертов на открытом мероприятии с последующим обсуждением;
    • личное представление портфолио педагогическим работником на бумажном носителе в  экспертную группу;

    Дистанционное прохождение предполагает:

    • подготовку видеоматериалов об открытом мероприятии и обсуждение его с экспертами посредством любого вида электронной связи (при этом видеоматериалы сопровождаются технологической картой, самоанализом и анализом посещенного мероприятия со стороны руководящих работников организации, в которой работает аттестующийся педагог). При подготовке видеоматериалов открытого мероприятия педагогу необходимо учитывать следующие требования: запись предоставляется всего мероприятия, а не отдельных видеофрагментов, запись должна быть отчетливой и разборчивой. В том случае, если мероприятие проводится с участием детей, перед проведением необходимо получить согласие родителей или лиц, их заменяющих, на осуществление видеосъемки и предоставление материалов для экспертизы. Данное согласие хранится у аттестующегося педагога, экспертам не предоставляется. Аттестующийся педагог должен быть информирован о возможности использования видеоматериалов для дальнейшей работы экспертной группы и Аттестационной комиссии;
    • направление экспертам по электронной почте подборку документов и сопровождающих аналитических материалов и обсуждение его с экспертами посредством любого вида электронной связи;

    Наличие различных форм прохождения аттестационных процедур предполагает, что аттестующийся педагогический работник вправе выбрать любое сочетание: например, мероприятие - в дистанционной форме, представление  портфолио – в очной форме или все аттестационные процедуры в одной из указанных форм прохождения.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Аттестация руководителей государственных или муниципальных образовательных организаций и кандидатов на должность руководителя соответствующей организации является обязательной (часть 4 статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

    В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике на 2022 год (приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28.01.2022 № 134) разработана и утверждена Единая модель аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций Удмуртской Республики (приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 29.06.2022 № 1033).

    Единая модель аттестации определяет цели, задачи, принципы и общие подходы к аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителя государственных и муниципальных образовательных организаций в Удмуртской Республике.

    Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителем этой образовательной организации (часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Порядок проведения аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и науки Удмуртской Республики, утвержден приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.07.2022 № 1067.

    В связи с разработкой и утверждением Единой модели аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций в уполномоченные органы направлено письмо МОиН УР от 03.10.2022 № 01/01-35эд/8162 об унификации подходов к аттестации руководителей (кандидатов на должность руководителя) организаций, осуществляющих образовательную деятельность в иных отраслях, помимо отрасли образования

    АО УР  " Региональный Центр оценки качества образования"

    Дегтярев Дмитрий Сергеевич.
    Дегтярев Дмитрий Сергеевич
    Директор АО УР "РЦОКО"
    Телефон:
    +7 (3412) 22-28-60
    Почта:
    info@rcoko18.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie