Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Обновленные ФГОС НОО, ООО, СОО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
В обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Основные изменения обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)
Осуществление образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС с 1 сентября 2023 года начнется:
Начального общего образования- 1-4 классы
Основного общего образования- 5-7 классы
Среднего общего образования - 10 классы
В соответствии с п. 6 — 8.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при осуществлении образовательной деятельности МБОУ СОШ №73 применяет только соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральные государственные требования или образовательные стандарты, разработанные и утвержденные образовательной организацией самостоятельно, учреждением не используются.
МБОУ СОШ №73 реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (согласно приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»)
Программы ориентированы на развитие одаренности в области науки, спорта, искусства, а также на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию их свободного времени, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей проявивших выдающиеся способности.